Если перед Вами стоит выбор купить автомобиль с атмосферным или турбированным мотором, то стоит знать плюсы и минусы каждого из них. При сравнении этих двигателей необходимо опираться не на объем, а на показателях двигателя по отдаче лошадиных сил. Покажем это на основе двух примеров.

При объеме 2л атмосферный двигатель выдает ту же мощность, что и турбированный мотор объемом 1,4л, но последний расходует куда меньше топлива, к тому же достигает высоких оборотов куда быстрее. Также, мощность турбированного мотора можно повысить на 30% за счет прошивки самого электронного блока автомобиля, в некоторых случаях и больше. В атмосферном двигателе прошивкой этот показатель увеличить максимум на 7%. Согласитесь разница существенная. Еще одним приятным моментом будет сохранение той же цены налога на транспорт и страховку при чип-тюнинге. Благодаря такому большому количеству плюсов производители все больше отдают предпочтение авто с турбированным двигателем. Но, как известно, везде есть свои плюсы и минусы.
Известно, что современные тенденции направлены на получение высоких характеристик в момент покупки автомобиля и на сохранение их на период гарантийного обслуживания, и это еще в лучшем случае. Любая коммерческая организация преследует цель получения прибыли и стремиться к тому, чтобы презентация ее товара была наиболее яркой. Другими словами, автомобиль должен впечатлять на тест-драйве. А вот что будет с товаром после 3 лет службы уже никого особо не волнует. Потому что к этому времени будет уже новая модель, которая заявит новые преимущества, задекларирует переработку, доработку, улучшение, и все начнется сначала.

Главное отличие турбированного мотора от атмосферного сводится к наличию на атмосферном двигателе этой самой турбины. 

Сама турбина - компромиссное техническое решение для увеличения мощности двигателя без увеличения объема цилиндров. Турбина нагнетает воздух в цилиндры, используя кинетическую энергию выхлопного потока газов.
Устройство и принцип работы турбины
Турбонаддув осуществляется благодаря следующим комплектующим: самому турбокомпрессору, регулировочному перепускному клапану, инкулеру (охлаждает воздух, чем увеличивает силу сжатия), патрубкам.

Турбина изготовляется как вал с прикрепленными на нее двумя крыльчатками, одна из них ведущая, другая ведомая. За счет энергии выхлопных газов раскручивается крыльчатка нагнетающая воздух в цилиндре. Воздух смешивается с топливом при более высоком давлении и в момент воспламенения смеси дает выход большей энергии в сравнении с обычным атмосферным двигателем. Чем сильнее выхлоп, тем сильнее закачивание воздуха в камеру сгорания и наоборот. Скорость вращения может достигать 150 тыс. об/мин. Перепускной клапан служит для сброса излишков давления. Такая система нагнетания воздуха имеет одну не очень приятную особенность, имену́емую турбо-лагом или турбоямой.

Явление турбоямы известно всем владельцам авто, на которые установлены двигателями с турбонагнетателями.

Турбояма- недостаток, вызванный функциональными особенностями турбокомпрессора. Выражается в замедлении реакции на нажатие педали газа. Выглядит следующим образом - машина едет медленно, на небольших оборотах и после резкого нажатия на акселератор ничего не происходит - нет ожидаемого резкого ускорения. Так происходит 2-3 секунды, пока обороты двигателя не достигнут определенного уровня, и только потом появляется резкое ускорение.

Причины находятся в технических особенностях. Крыльчатки, находящиеся на валу, обладают инерцией, и для того, чтобы раскрутиться до больших оборотов, требуется какое-то время. Как только отработанные газы начинают давить сильнее на «выходную» крыльчатку, увеличивается поступление сжатого воздуха в камеру сгорания. Эта жесткая инерционная зависимость между скоростью выхлопа и силой сжатия на входе воздуха является причиной таких задержек.

Нарастание мощности происходит лавинообразно и поэтому турбо движки показывают очень хорошие результаты на высоких оборотах. Но здесь и кроются подводные камни - за удовольствие вождения такого авто требуется платить. И платить в прямом смысле этого слова. Повышение количества оборотов приводит к износу двигателя за счет его прямого фрикционного износа, но это только пол беды. Повышение давления в цилиндре сказывается на самом двигателе, который подвергается гораздо большим нагрузкам. Турбина смазывается моторным маслом, а подшипник который обеспечивает ее активное вращение очень чувствителен к качеству масла. В связи с чем, требуется более частая замена и использование более дорогого вида масла. При правильном обслуживании турбированного двигателя срок службы турбины не превышает 100 тыс. км. После чего требуется ее ремонт или замена, что уже сводит на нет экономию топлива. Помимо замены турбины, двигатель до капитального ремонта может и не пережить 2-3 ресурсов этой самой турбины, и уже после 5 лет активной эксплуатации автомобиль с таким двигателем иногда проще сдать на разборку и купить новый, нежели вкладывать в него деньги. Это одна из причин, по которой крупные внедорожники Toyota не спешат переходить на турбированные движки.

Существует два основных способа борьбы с этим недостатком:

  • Меняется режим работы двигателя. Мастер меняет настройки в блоке управления двигателя как дизельного, так и бензинового.
  • Устанавливается пауэрбокс (силовой блок). Это устройство меняет режим подачи топлива в зависимости от того, какие сигналы на него поступают. Отличается от предыдущего меньшей стоимостью, большей экономией и более тонкой настройкой под конкретные задачи.

А в атмосферниках?

  В атмосфернике же воздух в целиндры попадает обычным засасыванием, когда поршень уходит вниз и создается разрежение подобное тому, которое создается в обычном медицинском шприце. К примеру Land Cruiser по вложению денег превратился пракически в недвижимость. Такой автомобиль с большим объемным атмосферником и классическим автоматом исключительно надежен. И при ухудшении экономической ситуации, при росте цен вполне может быть продан через несколько лет по цене сравнимой с ценой его покупки, ато и гораздо выше.


Очень сомнительным является установка турбированного двигателя с обычной турбиной на кроссоверы и внедорожники, для которых требуется тяга двигателя именно на низких оборотах. Хотя сейчас многим нравится кроссовер, который будет хорош именно на трассе или при старте за светофор, это престижно и в грязь они съезжают очень редко.

Таковы тенденции, так что резюмируя сказанное, делать правильный выбор двигателя необходимо в зависимости от цели эксплуатации своего автомобиля. Определиться на какой срок он приобретается и что важнее, надежность автомобиля или его динамические характеристики. Взвешивайте риски при покупке б/у авто, когда ресурсы турбины походят к концу, а если там еще стоит вариатор или робот, то новый владелец еще пожалеет о низкой цене такой покупки.