Мы знаем, для чего нужна нашему автомобилю система курсовой устойчивости, не конца понимаем, как она работает, и меньше всего думаем о том, какие минусы у ESP, и в какие моменты её лучше отключить.

Немного теории для начала.
Состоит ESP из управляющего блока, внешних измерительных приборов, отслеживающих различные параметры автомобиля в тех или иных ситуациях, и исполняющего механизма (гидроблока). Система для выполнения своих функций манипулирует компонентами активной системы безопасности автомобиля, такими как:
Системы предотвращения блокировки колёс при торможении (ABS);
Системы распределения тормозных усилий (EBD);
Электронной системы блокирования дифференциала (EDS);
Антипробуксовочной системы (ASR).

ESP компоненты

Не приятно, когда надеешься на машину, которая стоит больше миллиона, но даже на хорошей резине она тебя подводит и вылетает с дороги. В Интернете можно найти много роликов, в которых рассказывается принцип работы системы курсовой устойчивости (ESP) и все ее плюсы. Но очень мало кто говорит про минусы.


Большую роль в работе системы играют не только технические характеристики автомобиля, но и конструкция подвески, характеристики шин, погодные условия, дорожное покрытие, сцепление колес с дорогой, скорость и стиль вождения. Бывает, что ESP срабатывает раньше, чем положено или наоборот, позже. От ошибки системы никто не застрахован. Она работает совместно с ABS и удерживает машину в рамках заданной траектории при ее движении. С одной стороны, она контролирует положение автомобиля, с другой стороны, ухудшает ситуацию.
ESP срабатывает в критических условиях, когда происходит потеря управляемости. Например, она включается:
- когда машина на скорости входит в поворот;
- когда начинается занос автомобиля;
- на дороге с неровным покрытием.

Одновременно с притормаживанием колес система автоматически снижает обороты двигателя.
Рассмотрим пример. Узкая дорога, интенсивное движение в обе стороны, а вам нужно быстро обогнать впереди идущую машину. Вы дергаете рулем влево, выезжая на «встречку», а тут срабатывает система. Естественно, она «душит» двигатель, снижаются обороты, машина начинает притормаживать и падает скорость. И тут возникают три вопроса. Первый: что делать тому водителю, который едет сзади? Ведь он тоже тандемом перестроился на обгон и уже подпирает вас. Второй вопрос: что делать встречному водителю? И третий, самый главный вопрос: что делать вам? У вас же такая классная машина с богатыми опциями, на которую вы понадеялись!


Принято считать, что ESP – это круто. Но на самом деле, не все так просто. Никакие электронные опции не могут отменить законов физики и не дают 100%-ную гарантию безопасности во всех ситуациях. Даже при незначительном превышении скорости при низком коэффициенте сцепления колес с дорогой возможность вылета автомобиля с трассы возрастает в несколько раз. В экстренных ситуациях, когда машина пошла в занос, и ее можно «вытащить» путем увеличения оборотов двигателя, система этого сделать не даст. В каких ситуациях применять ESP, а в каких нет, должен решать сам водитель, потому что, несмотря на ее плюсы, она может привести к непредвиденным последствиям.


Рассмотрим еще один пример. Вам нужно быстро развернуться, но ESP вам этого сделать не даст, она «задушит» двигатель и сбавит скорость. И это нужно учитывать, а потому опасно полностью полагаться на электронные системы, особенно при динамичном и агрессивном вождении. Задача водителя – выбрать безопасную скорость и не доводить обстановку до критической, когда машину срывает в занос. Начинающему автолюбителю нужно осторожно водить автомобиль, накапливая знания и опыт, накатывать километры, учитывать навыки профессиональных водителей, соблюдать правила дорожного движения и скоростной режим. Отключение ESP помогает преодолевать сложные и труднодоступные участки дорог, тогда она не будет «душить» двигатель и притормаживать, а значит, автомобиль не «зароется».

Когда нужно отключать ESP?
- Когда машина едет по снегу, грязи, песку и «елозит» по всей дороге.
- Когда сложно удержать машину ровно при установленных на колеса цепях.
- Когда автомобиль уже застрял в снегу или в грязи, и вы хотите выехать, используя метод «раскачка».
- При движении на затяжном подъеме с пробуксовкой, особенно в снег или грязь.

Мы не хотим сказать, что ESP – это бесполезная система. Она будет полезна молодым водителям и тем, кто привык ездить медленно. Лучше контролировать ситуацию самому и соблюдать три главных правила:
- скоростной режим;
- оптимальная дистанция;
- заблаговременное торможение.
Многие водители не используют большинство опций в своем автомобиле, а некоторые вообще не знают о возможностях своей машины. Нельзя забывать, что даже дорогой автомобиль с крутыми опциями не спасет от аварии, если не учитывать такие моменты.