Немногие автомобилисты разбираются в типах полноприводных трансмиссии. В сущности в этом вопросе всё довольно просто — у полноприводного автомобиля мощность двигателя равномерно распределяется на переднюю и заднюю оси. Подобный транспорт не требователен к качеству дорожного покрытия, поскольку имеет высокую проходимость даже на проселочных и грунтовых дорогах.

Плюсы и минусы полного привода

Для начала рассмотрим достоинства и недостатки полного привода перед другими типами трансмиссии. Основные плюсы полноприводного устройства:
эффективность применения всей мощности двигателя;
повышение управляемости автомобиля и его устойчивости на различных дорожных покрытиях;
повышенная проходимость.

Но, существует и ряд минусов, вызванных наличием подобных положительных качеств:
-повышенное потребление топлива;
-сложное конструкционное строение привода;
-большая металлоемкость трансмиссии.

За счет последнего повышается вес и стоимость автомобиля. Но, несмотря на наличие всех отрицательных моментов, полноприводные автомобили пользуются заслуженной популярностью.

Существующие типы полного привода и их особенности

Рассмотрим особенности типов, их преимущества и недостатки. Существует три вида трансмиссий:part-time(вручную подключаемая),full-time(постоянная) иtorque on-demand(автоматическая).

Разберёмся в международно принятых обозначениях полного привода:4WD и AWD. Это режимы работы систем подачи вращающего момента на оси:
- AWD: All Wheel Drive — подключается как вручную, так и автоматически. Обеспечивает передачу крутящего момента на обе оси;
- 4WD: Four Wheel Drive — подключается и отключается вручную. Обеспечивает передачу на обе оси, но существует возможность отключения передней или задней при необходимости.

По сути эти режимы обозначают одно и то же, поскольку означают полный привод, различие кроется лишь в принципе работы.

Part-time 4WD — вручную подключаемый полный привод

На сегодняшний день, part-time является самым дешевым типом привода, но требующим сознательного подхода к использованию. Принцип работы состоит в жестком подключении переднего моста посредством раздаточной коробки. Отсутствие дифференциала (механизм, позволяющий разделить мощность крутящегося момента между осями) делает привод простым — подключение происходит за счет механической муфты. Проще говоря, сцепление жесткое, а мощность распределяется на оси поровну.

 

подключаемый полный привод
Part-time 4WD

Преимущества системы заключаются в простоте и надежности. Водитель может самостоятельно выбрать способ привода, оценив дорожную ситуацию.

Одинаковое разделение крутящего момента вызывает определенные минусы такого типа:
- снижение управляемости на твердом покрытии, происходит это за счет отсутствия разницы в длине пути мостов, то есть они движутся синхронно;
- повышенная нагрузка на трансмиссию, и в случае пренебрежительного отношения к собственному автомобилю может обернуться серьёзными проблемами и, как следствие, приведет к поломкам (этот момент указывают как предупреждение в инструкции к полному приводу);
- быстрый износ покрышек.

Другими словами, включение жесткого полного привода оправдывает себя только на бездорожье, где отсутствие распределяющего механизма может быть компенсировано проскальзыванием колёс.

Но, несмотря на недостатки столь несовременного типа конструкции, автомобилей с такой системой предостаточно. Больше всего полный жесткий привод используется в военной технике, либо внедорожниках старого образца. Такие автомобили на асфальтированной дороге остаются заднеприводными, но на бездорожье могут существенно повысить проходимость за счет подключения переднего моста.

Full-time 4WD — постоянный полный привод

Продвинутый и дорогостоящий тип полного привода, имеющий межосевой и меж колесный дифференциалы, и механизм их блокировки. Возможность блокировки значительно увеличивает проходимость автомобиля, что является несомненным преимуществом. Принцип действия межосевого дифференциала подразумевает равномерное распределение по осям, поэтому при проскальзывании хотя бы одного колеса, всё приведет к потере управления.

Постоянный полный привод обеспечивает автомобилю такие преимущества, как стабильность при движении и некоторые динамические характеристики. Система позволяет лучше контролировать машину при разгоне. В отличие от part-time 4WD, у неё нет строгого разграничения от типа дорожного покрытия.

постоянный полный привод
Full-time 4WD

И всё же, постоянный полный привод не лишен недостатков. Езда по твердому покрытию сказывается на управляемости. Автомобиль более вяло реагирует на работу рулевым механизмом и прижатие педали газа в критических ситуациях.

Производители автомобилей с Full-time 4WD преднамеренно задают неравномерное распределение крутящего момента на мосты. Разделенная на пропорции мощность значительно повышает управляемость автомобиля.

Torque on-demand AWD — автоматически подключаемый полный привод

Система по принципу работы похожа на Part-time, второй мост подключается при нажатии соответствующей кнопки на панели управления, либо автоматически при необходимости. Иначе говоря, управление осуществляется за счет электроники. Как и при вручную подключаемом приводе, дифференциала нет, но его отсутствие компенсировано межосевой муфтой. Она позволяет проскальзывание осей, что значительно повышает управляемость автомобиля.

В связи с таким конструкционным строением, присутствует и существенный недостаток: муфта может перегреться. Перегрев детали повлечет за собой последствия:
- как минимум, прекращение передачи крутящего момента;
- как максимум, поломка муфты.

Муфты могут быть двух типов: гидравлическая и электрогидравлическая. Перегрев свойствен обоим, но последняя способна автоматически блокировать при достижении определенного уровня температуры. Предусмотрена и возможность блокировки водителем, но такой жесткий способ не рекомендуется применять на асфальтированном покрытии.

Ещё одним преимуществом можно назвать наличие системы защиты — автоматической разблокировки муфты, если скорость поднимается выше безопасной для режима движения.