С аккумулятором нашего автомобиля бывают проблемы, которые могут появиться без видимых внешних причин и долгое время оставаться незамеченными. К таковым относится и нагрев клеммы аккумулятора, возникающий при подаче нагрузки.
Эта неприятность может произойти с автомобилем любой марки и не особо зависит от условий эксплуатации, времени года или других очевидных факторов. При этом эксплуатационные характеристики аккумулятора ухудшаются, а при длительном перегреве возможно даже повреждение оборудования.
Нагрев клеммы приводит к ряду неприятностей:
– уменьшается максимальный выдаваемый ток;
– при пуске двигателя на клемме происходит просадка напряжения;
– испаряется вода из электролита;
– возрастает нагрузка на аккумулятор (потери могут составлять 25%);
– увеличивается расход топлива;
– из-за потерь снижается ресурс аккумулятора.
Все перечисленные проблемы при своевременном обнаружении являются временными. Но длительный перегрев может привести к повреждению аккумулятора или другого оборудования. Есть и более прозаичная неприятность: клемма греется как при разрядке, так и при зарядке, впустую расходуя энергию и заставляя двигатель зря жечь топливо.
Почему греются клеммы аккумулятора
Если выделение тепла происходит именно на клемме, то причина всегда одна – нарушенный контакт. Когда контактные элементы хорошо очищены и прочно прижаты друг к другу, сопротивление равно нулю. Но стоит контакту нарушиться, возникает ненулевое сопротивление. Сначала оно минимально и составляет тысячные доли Ома, но уже этого достаточно, чтобы при пусковом токе появлялся нагрев клеммы.
Проведем небольшой расчет. Если сопротивление контакта составит 0,004 Ом, то при пусковом токе 500 А просадка напряжения на данном контакте достигнет 2 В. Это означает, что он будет выделять столько же тепла, сколько обычная электрическая печка мощностью 1 кВт.
Существует три основных причины нагрева:
– Нарушение контакта в точке подключения клеммы к аккумулятору.
– Плохой контакт клеммы с проводом в месте обжима.
– Повреждение провода.
Чаще всего встречается первая причина – из-за появления окислов и солей нарушается контакт. Возникает это из-за попадания паров кислоты из электролита, что может происходить даже при полностью исправном аккумуляторе. Высокая химическая активность среды и наличие электрического потенциала суммируются, приводя к многократному ускорению коррозионных процессов. Нагрев усугубляет ситуацию, постепенно вызывая всё большее окисление.
Если вы уверены, что контактные поверхности зачищены и хорошо прижаты друг к другу, а контакт всё равно греется, виновата может быть сама клемма. Причиной в таком случае оказывается плохой обжим провода из-за заводского брака. Поскольку большая часть контакта скрыта внутри обжимной части, обнаружить эту причину сложнее, но при внимательном осмотре можно увидеть следы окислов (всё зависит от конструкции клеммы).
Возможно также повреждение провода в других местах. Если провод частично перебит, то при пусковом токе на поврежденном участке выделяется много тепловой энергии. Медь хорошо проводит тепло, поэтому клемма быстро разогревается. Изоляция провода обладает плохой теплопроводностью и прогревается слабо, поэтому кажется, что это провод греется от клеммы, хотя в действительности всё наоборот.
Может ли нагрев клеммы испортить аккумулятор?
Да, греющаяся клемма может причинить аккумулятору серьезные повреждения, вплоть до полного выхода из строя. Здесь работает несколько механизмов:
– Металл хорошо проводит тепло, поэтому происходит нагрев токовывода и пакетов пластин. Это приводит к испарению воды из электролита, провоцирует осыпание пластин и заставляет аккумулятор быстро деградировать.
– Из-за постоянного перегрева портится пластик, в нем появляются микротрещины. Вода начинает испаряться быстрее, а кислота попадает на клеммы. В дальнейшем аккумулятор с трещинами быстрее выходит из строя.
– Из-за больших потерь электроэнергии аккумулятор постоянно работает под повышенной нагрузкой, превышающей номинальную во всех режимах. Это ускоряет его деградацию.
– Сильно перегревшийся токовывод может расплавить пластик и нарушить герметичность аккумулятора. Поврежденный АКБ использовать нельзя. Он быстро выйдет из строя и представляет опасность для другого оборудования.
Таким образом, греющаяся клемма – серьезная проблема, которую нужно решать сразу. В самом безобидном случае нагрев приводит лишь к перерасходу топлива, в худшем случае – к выходу из строя аккумулятора или даже к пожару с серьезными последствиями.
Как устранить проблему?
Как мы уже выяснили, проблема всегда одна – появление лишнего сопротивления. Осталось локализовать её и устранить. Для начала нужно отключить аккумулятор и внимательно осмотреть все элементы, потенциально являющиеся причиной нагрева.
Будьте осторожны, снимая положительную клемму. Есть риск случайно закоротить её на корпус ключом. Лучше начинать отключение с минусовой клеммы, поскольку она обычно подключена к корпусу.
Для локализации и устранения причины нагрева обычно достаточно выполнить следующие шаги:
– Отключить клемму, тщательно очистить контактные поверхности и снова подключить. Если процедура помогла устранить проблему, можно дополнительно защитить контакт специальным составом.
– Внимательно осмотреть провод на предмет повреждения изоляции, явных механических вмятин, сплющиваний или перегибов. При наличии повреждений – заменить провод.
– Осмотреть место соединения провода с клеммой. Если видны следы сильных окислов, возможно, проблема здесь. В таком случае клемму лучше заменить вместе с проводом.
Для защиты клемм можно использовать специальные смазки, присутствующие в ассортименте всех ведущих производителей автохимии (например, LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett или бюджетный российский аналог «Циатим 201»). Обратите внимание, что эти составы не предназначены для нанесения на контактные поверхности. Они защищают весь контактный узел от химически агрессивных веществ, поэтому должны наноситься снаружи.
Обязательно убедитесь, что клемма хорошо затянута, поскольку неплотный контакт часто является основной причиной быстрого окисления. Также убедитесь, что контактные поверхности ровные и хорошо прилегают друг к другу. В большинстве случаев тщательная очистка и надежная фиксация контактных узлов полностью решает проблему греющихся клемм.
Все перечисленные проблемы при своевременном обнаружении являются временными. Но длительный перегрев может привести к повреждению аккумулятора или другого оборудования. Есть и более прозаичная неприятность: клемма греется как при разрядке, так и при зарядке, впустую расходуя энергию и заставляя двигатель зря жечь топливо.
Я не знаю как кто,я всегда провожу осмотр и периодическую зачистку контактов и пока проблем с клемами не было,главное не запускать проблему.
Перегрев клемм в основном происходит,если идет сильно большая нагрузка,а они не имеют хорошего контакта,для этого надо периодически следить и делать профилактику,тогда у вас не будет проблем…
Всем понятно,что клеммы нагреваются,от того,что плохой контакт или их окисление,чтобы этого не было часто,надо просто делать профилактику своего аккумулятора и будет у вас хорошо.
Ещё проблема заключается в том, что со временем, из-за постоянного нагрева верхняя часть с клеммой высыхает, трескается, и, от нагрева теперь будет проступать электролит. Потом он высыхая оставит свой налёт, похожий на кристаллы сахарного песка. Это не только некрасиво, но контакт теряется ещё больше, да и идёт усиленное ржавление подкапотного пространства парами электролита.
У меня была аналогичная проблема с автомобильным аккумулятором. Из-за этой проблемы производительность батареи сильно снижается. Далее обратитесь к специалисту. Затем он проверил и подтвердил, что проблема была в аккумуляторе. Сначала я не мог догадаться, что ток питания от моей батареи упал. В результате двигатель глох при запуске. В общем узнал много важного из этой статьи.
Весьма распространенная проблема. Если она выявлена – надо немедленно обратиться к специалисту для диагностики. Ну а перед этим надо внимательно осмотреть аккумулятор, не лишним будет зачистка контактов на клеммах. Бывают даже “космические” проблемы с аккумуляторами. Когда мой отец купил первую машину, то у него аккумулятор не просто грелся. В середине аккумулятора “Балканкар” смола, которой был залит верх, просто кипела. Оказывется между две средних банки аккумулятора были коротко замкнуты плюхой свинца. Сейчас конечно технологии другие, но осмотреть все равно все надо.
Клеммы в основном греются из за плохо контакта,поэтому первым делом нужно очистить их и тогда нагреваться уже не будут-проверено временем.