Перегрев двигателя. Почему перегревается двигатель?

Закипание двигателя

Итак, чаще всего когда двигатель начинает перегреваться, то есть температура охлаждающей жидкости становится запредельно высокой, у вас на приборной панели появляется либо какое-то ужасающее текстовое сообщение, либо стрелка датчика температуры уходит в красную зону, что конечно очень плохо для двигателя, и некоторых других компонентов автомобиля.

Что происходит когда двигатель перегревается?

Моторное масло сильно разжижается, увеличивается глобальный износ двигателя, давление в системе охлаждения двигателя очень сильно увеличивается, и что-то может разорвать.
Это может быть патрубок радиатора (верхний/нижний), который может именно разорваться, либо слететь с посадочных мест, либо разорвётся сам радиатор, что ещё менее приятно, поскольку радиаторы сейчас стоит достаточно дорого.
Периодический перегрев двигателя, скажем так “средней тяжести”, может привести к искривлению головки блока цилиндров (ГБЦ), образованию в ней трещин, в следствии чего может «вылететь» клапанное гнездо. Также следствием среднего перегрева мотора могут быть прогоревшие прокладки ГБЦ, испорченные межкольцевые перегородки поршней, пропускающие масло сальники и т.д.
Ну а если двигатель закипел, но при этом продолжать его эксплуатировать, то через определённое время детали двигателя начнут глобально расширяться, и мотор просто заклинит. С большой долей вероятности такой мотор придётся просто выбросить.
Есть ещё один распространённый вариант развития событий. Во время езды на перегретом двигателе на коленчатый вал налипают расплавившиеся коренные и шатунные вкладыши, и под давлением поршня коленвал лопается, поршень пробивает стенку блока цилиндров, двигатель соответственно приходит в негодность.

Чем еще плохо, когда у вас в целом ситуация приближается к тому, что мотор начинает работать с перегревом?

Здесь не стоит забывать и о том, что система охлаждения двигателя, часто так или иначе завязана с системой охлаждения коробки передач. И когда у вас мотор начинает перегреваться, коробка в этот момент так же перегревается.

Как это влияет на коробку передач? Присадки в масле портятся, теряют свои свойства, само масло начинает чернеть, соответственно плохо смазывает детали коробки. Начинается быстрый износ деталей, появляется фрикционная стружка в масле, запах гари.

Не стоит забывать и о системе кондиционирования. На первый момент, когда у вас ситуация доходит того что машина начинает перегреваться, система кондиционирования тоже не может работать должным образом. Работа кондиционера перестаёт быть эффективной, и такой важный узел как компрессор кондиционера, который находится у также в моторном отсеке, с повышением температурного режима, так же начинает изнашиваться гораздо быстрее.

Основные признаки перегрева двигателя:

  •  перемещение стрелки датчика температуры охлаждающей жидкости на приборной панели в красную зону;
  •  часто помимо датчика на панели приборов имеется индикатор, который загорается при превышении температурного диапазона, или высвечивается соответствующее текстовое сообщение на дисплее, всё это может сопровождаться специфическим звуковым сигналом;
  • ощущается значительное падение мощности двигателя;
  • двигатель работает громче, можно расслышать звонкие металлические звуки;
  • постоянно работающий вентилятор радиатора, или наоборот его невключение во время движения в теплую погоду в пробках или с небольшой скоростью;
  • появление пара под капотом, образующегося при закипании охлаждающей жидкости.

При периодических кратковременных перегревах двигателя возможно появление темных хлопьев в охлаждающей жидкости и потемнений на стенках расширительного бачка, а при внешнем осмотре можно выявить протекания антифриза, масла, трещины в корпусе и деформации отдельных частей двигателя.

Причины по которым двигатель перегревается:

  • Низкий уровень охлаждающей жидкости. Необходимо долить охлаждающую жидкость до надлежащего уровня.
  • Приводные ремни вентилятора или водяной помпы могут быть изношены и пробуксовывать. Необходимо натянуть или заменить ремни.
  • Вентилятор радиатора охлаждения может не запускается. Требуется ремонт или замена вентилятора. Ремонт проводки. Замена датчика температуры вентилятора.
  • Термостат двигателя не срабатывает, и находится в постоянно закрытом состоянии. Здесь однозначно замена термостата.
  • Утечка в системе охлаждения. Необходимо устранить утечку, и долить охлаждающую жидкость.
  • Прокладка ГБЦ потеряла герметичность. Необходимо заменить прокладку.
  • Засор в системе охлаждения двигателя. Необходимо промыть систему охлаждения и залить новую охлаждающей жидкостью.

Немного подробнее о некоторых причинах перегрева

Неисправность вентилятора радиатора охлаждения

Если вентилятор с электрическим управлением, и он не включается при повышении температуры охлаждающей жидкости до заданных параметров, это почти однозначно приведёт к перегреву двигателя, особенно в жаркую погоду. Работа вентилятора заключается во втягивании воздуха из внешней среды на радиатор, когда радиатор и двигатель недостаточно обдуваются естественным путем.

Как правило в нижней части радиатора находится термовыключатель вентилятора (датчик вентилятора), который при повышении температуры охлаждающей жидкости срабатывает, и вентилятор включается.

датчик включения вентилятора

В результате нагнетается поток воздуха, температура охлаждающей жидкости в радиаторе падает. Работает вентилятор до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет оптимальных значений.
Бывает так, что выходят из строя датчик вентилятора, реле или предохранитель вентилятора, или же сам электромотор вентилятора.

Термостат не работает, находится в закрытом положении

Принцип работы термостата довольно прост, и заключается в постепенном открывании тарельчатого клапана при нагреве охлаждающей жидкости до заданной температуры. Когда температура охлаждающей жидкости ниже заданных параметров, то возвратная пружина прижимает тарельчатый клапан, перекрывая большой круг охлаждения. Как только температура жидкости становится выше установленных параметров происходит изменение объема термочувствительного элемента, он воздействует на шток клапана, сжимется пружина, и термостат начинает приоткрываться. Часть горячей жидкости по большому кругу поступает в основной радиатор, где происходит её охлаждение. В малый контур, тем временем, течёт охлаждённая жидкость. Когда температура в малом контуре снижается, термостат закрывается. За счёт этого постоянно поддерживается номинальная рабочая температура двигателя.

устройство термостата

 

По тем или иным причинам термостат выходит из строя, и один из вариантов поломки заключается в том, что тарельчатый клапан клинит в закрытом положении, и охлаждающая жидкость имеет возможность циркулировать только лишь по малому контуру, без доступа к радиатору. В следствие чего при запуске двигателя, сам двигатель и радиатор отопления салона быстро выходят на рабочую температуру, но вскоре охлаждающая жидкость перегревается и закипает. В системе охлаждения создаётся очень большое давление, и её, в итоге разрывает в самом слабом месте.

Забитый радиатор охлаждения

Радиатор со временем забивается. Причём нужно понимать, что забивается радиатор охлаждения как снаружи, так и изнутри, поэтому он нуждается в своевременном профилактическом уходе.
Обслуживание радиатора не представляет каких-либо трудностей. Достаточно время от времени при открытии капота, визуально убедиться в том, что он не имеет протёков, и его соты не забиты снаружи мусором. Наружная грязь, скопившаяся между сотами радиатора, препятствует его нормальному охлаждению, и приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости, и как следствие перегреву двигателя.

Признаком того, что радиатор забит, или зарос ржавчиной и накипью изнутри, является грязная охлаждающая жидкость. Здесь стоит сказать, что под разные радиаторы предусмотрены и разные охлаждающие жидкости. А какой антифриз лучше заливать мы описали в нашей статье.

Для очистки радиатора охлаждения сливается старая охлаждающая жидкость. Затем в систему заливается дистиллированная вода, и добавляется средство для промывки системы охлаждения. Запускается двигатель – и система охлаждения самостоятельно промывается за период времени, указанный в инструкции к средству для промывки системы охлаждения. Затем эта вода сливается и заливается чистая, снова промывается система, сливается вода, и уже после этого заливается новая охлаждающая жидкость.

Что делать на месте происшествия?

У вас загорелось текстовое сообщение о перегреве двигателя, или стрелка датчика температуры полезла в красную зону.

Немного о практических действиях на месте

Прежде всего, чтобы перегретый двигатель не получил необратимое повреждение, скорость должна быть снижена до минимальной. Снижая скорость, мы снижаем нагрузку на двигатель, но при этом имеем возможность найти место для парковки, а система охлаждения (в том случае, если охлаждающая жидкость хотябы частично на месте) продолжает работать.

Далее необходимо включить отопление салона автомобиля на полную мощность, открыв при этом окна автомобиля, если на улице тепло. Так мы максимально отводим температуру от перегретого двигателя, и он остывает.

Подождав немного, держа двигатель на холостых оборотах, можно убедиться, что температура двигателя падает. Если этого не происходит, значит охлаждающая жидкость полностью ушла из системы, и двигатель придётся экстренно глушить.

Далее необходимо перейти к внешнему осмотру подкапотного пространства, и принятию мер к ремонту на месте, или эвакуации автомобиля. Открывая капот необходимо помнить о риске получения ожога от закипевшей охлаждающей жидкости.

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автопортал
Комментарии: 1
  1. Саша

    К сожалению такое иногда случается с авто,в первую очередь надо смотреть,что показывают приборы,ведь многое зависит от того,как быстро вы узнаете о перегреве,будет зависеть какой будет ремонт… :idea:

Оставьте свой комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: