Мы знаем, для чего нужна нашему автомобилю система курсовой устойчивости, не до конца понимаем, как она работает, и меньше всего думаем о том, какие минусы у ESP, и в какие моменты её лучше отключить.
Немного теории для начала.
Состоит ESP из управляющего блока, внешних измерительных приборов, отслеживающих различные параметры автомобиля в тех или иных ситуациях, и исполняющего механизма (гидроблока).
Система курсовой устойчивости для выполнения своих функций манипулирует компонентами активной системы безопасности автомобиля, такими как:
-системы предотвращения блокировки колёс при торможении (ABS);
-системы распределения тормозных усилий (EBD);
-электронной системы блокирования дифференциала (EDS);
-антипробуксовочной системы (ASR).
Не приятно, когда владеешь современным технологичным автомобилем, но даже на хорошей резине он подводит тебя, и вылетает с дороги. В Интернете можно найти много роликов, в которых рассказывается принцип работы системы курсовой устойчивости (ESP) и все ее плюсы. Но очень мало кто говорит про минусы.
Большую роль в работе системы играют не только технические характеристики автомобиля, но и конструкция подвески, характеристики шин, погодные условия, дорожное покрытие, сцепление колес с дорогой, скорость и стиль вождения. Бывает, что ESP срабатывает раньше, чем положено или наоборот, позже. От ошибки системы никто не застрахован. Она работает совместно с ABS и удерживает машину в рамках заданной траектории при ее движении. С одной стороны, она контролирует положение автомобиля, с другой стороны, ухудшает ситуацию.
ESP срабатывает в критических условиях, когда происходит потеря управляемости.
ESP включается:
– когда машина на скорости входит в поворот;
– когда начинается занос автомобиля;
– на дороге с неровным покрытием.
Одновременно с притормаживанием колес система автоматически снижает обороты двигателя.
Рассмотрим пример. Узкая дорога, интенсивное движение в обе стороны, а вам нужно быстро обогнать впереди идущую машину. Вы дергаете рулем влево, выезжая на «встречку», а тут срабатывает система. Естественно, она «душит» двигатель, снижаются обороты, машина начинает притормаживать и падает скорость.
И тут возникают три вопроса.
Первый: что делать тому водителю, который едет сзади? Ведь он тоже тандемом перестроился на обгон и уже подпирает вас.
Второй вопрос: что делать встречному водителю?
И третий, самый главный вопрос: что делать вам? У вас же такая классная машина с богатыми опциями, на которую вы понадеялись!
Принято считать, что ESP – это полезно. Но на самом деле, не все так просто. Никакие электронные опции не могут отменить законов физики и не дают 100%-ную гарантию безопасности во всех ситуациях. Даже при незначительном превышении скорости при низком коэффициенте сцепления колес с дорогой возможность вылета автомобиля с трассы возрастает в несколько раз. В экстренных ситуациях, когда машина пошла в занос, и ее можно «вытащить» путем увеличения оборотов двигателя, система этого сделать не даст. В каких ситуациях применять ESP, а в каких нет, должен решать сам водитель, потому что, несмотря на ее плюсы, она может привести к непредвиденным последствиям.
Рассмотрим еще один пример. Вам нужно быстро развернуться, но система курсовой устойчивости вам этого сделать не даст, она «задушит» двигатель и сбавит скорость. И это нужно учитывать, а потому опасно полностью полагаться на электронные системы, особенно при динамичном и агрессивном вождении. Задача водителя – выбрать безопасную скорость и не доводить обстановку до критической, когда машину срывает в занос. Начинающему автолюбителю нужно осторожно водить автомобиль, накапливая знания и опыт, накатывать километры, учитывать навыки профессиональных водителей, соблюдать правила дорожного движения и скоростной режим. Отключение ESP помогает преодолевать сложные и труднодоступные участки дорог, тогда она не будет «душить» двигатель и притормаживать, а значит, автомобиль не «зароется».
Когда нужно отключать систему курсовой устойчивости:
– когда машина едет по снегу, грязи, песку и «елозит» по всей дороге;
– когда сложно удержать машину ровно при установленных на колеса цепях;
– когда автомобиль уже застрял в снегу или в грязи, и вы хотите выехать, используя метод «раскачка»;
– при движении на затяжном подъеме с пробуксовкой, особенно в снег или грязь.
Мы не хотим сказать, что ESP – это бесполезная система. Она будет полезна молодым водителям и тем, кто привык ездить медленно.
Лучше контролировать ситуацию самому и соблюдать три главных правила:
– скоростной режим;
– оптимальная дистанция;
– заблаговременное торможение.
Многие водители не используют большинство опций в своем автомобиле, а некоторые вообще не знают о возможностях своей машины. Нельзя забывать, что даже дорогой автомобиль с крутыми опциями не спасет от аварии, если не учитывать такие моменты.
Даже при незначительном превышении скорости при низком коэффициенте сцепления колес с дорогой возможность вылета автомобиля с трассы возрастает в несколько раз.
Я твердо убежден, что полностью полагаться на электрические системы опасно. Системы ESP имеют как свои плюсы, так и минусы. Но эта система играет очень важную роль в некоторых случаях, например, спасая жизнь лихачу-водителю. Потому что это снижает скоростные возможности двигателя в этот момент. Тем не менее, в целом я узнал много важных вещей из этой статьи.
Несомнено хорошая статья. При всех достоинствах системы ESP следует помнить, что вспомогательные системы и механизмы каждого автомобиля предназначены лиш для того, чтобы сделать управление автомобилем более комфортным и безопасным. Т.е. все зависит от водителя. Если он без царя в голове, безрукий и безумный, то никакие системы ESP не смогут предотвратить ДТП.